Механизм версионирования в 1с
Что такое версионирование?
Версионирование используется для хранения различных версий карточек документов, карточек проектных задач и проектов, бизнес-процессов.
То есть, при изменении реквизитов перечисленных объектов и последующей записи, создается версия, хранящая данные о том, кто и когда записал этот объект, а также новые значения реквизитов.
Зачем мне версионирование?
Этот функционал может пригодиться в случаях:
1. если несколько пользователей могут менять одни и те же объекты, и есть профит от знания - кто и в какой момент что изменил в объекте.
2. если перед окончательным вариантом объекта следуют этапы с изменениями этого объекта, и есть профит от знаний предыдущих этапов.
Как это работает на конкретных примерах?
Пример по пункту 1
Конфигурация УТ. Бухгалтер и руководитель могут менять справочник "Ответственные лица организаций". В этом справочнике указываются люди с документами, с периодом их компетенций – это все уходит на печатные формы клиентам. Выходит, что два человека могут в любой момент что-то изменить в этом справочнике. Как в спорный момент доказать кто это сделал? Чтобы избежать таких ситуаций, включаем хранение версий для этого справочника, и если вдруг Вам клиент позвонит и скажет: «А чего это у вас в документах представитель организации секретарь?», то Вы сможете выяснить кто же менял ответственное лицо и когда. Наказать виновного и все поправить (откатом до нужной версии).
Пример по пункту 2
Конфигурация УТ. Документ «Коммерческое предложение» может меняться несколько раз на этапе переговоров с клиентом. Не хочется постоянно создавать разные документы? Включаем версионирование. Когда с клиентом все будет согласовано и создастся «Заказ», выбираем нужную версию КП и имеем возможность проанализировать его первоначальные варианты.
Включили галку, продолжим настройку:
В этом списке видно для каких справочников и документов предусмотрено хранение истории версий.
Для справочников версия сохраняется при "записи".
Для документов версия может сохраняться при "записи" и "проведении".
Как долго хранятся версии?
Время хранения одинаково можно настроить как для справочников, так и для документов:
Если вы дорабатываете конфигурацию и добавляете новые документы или справочники, тогда их также нужно будет внести программисту в эти настройки, чтобы программа и для доработанных документов и справочников могла сохранять версии.
Конфигурация УТ 11.1 (управление торговлей)
Включается версионирование по другому пути: Администрирование - Поддержка и обслуживание
Сами же настройки и время хранения не меняются.
Можно сразу установить всем объектам одинаковые значения "записи" версии и "хранения".
Что делать с накопившимися старыми версиями?
Также из настроек версионирования можно включить регламентное задание по очистке старых версий. Если у вас настроено хранение «за последнюю неделю», а Вы сами руками скопившиеся версии не удаляете и регламентное задание по очистке версий не установили, тогда в Вашей базе начнут копиться старые версии. Рекомендуем включать регламентное задание.
Как быть если объект невозможно версионировать?
Далеко не все справочники имеют типовую возможность хранения версий. Например, в УТ такие справочники, как: Банковские счета, Виды номенклатуры, Группы доступа и многие другие не имеют возможности типового версионирования. Также не все документы могут версионироваться. Если это необходимо – нужны доработки. В этом Вам могут помочь наши программисты.
Особенности версионирование в неуправляемых формах?
Неуправляемые формы. Конфигурация УПП 1.3
Сначала в настройках программы: Сервис - Настройка программы (также можно через "Константы - настройка программы") включаем галку:
После чего переходим в настройки версионирования.
Здесь есть возможность хранения версий огромного списка справочников и документов, даже документ "SMS сообщение" может версионироваться.
Правда настройки по "сроку хранения" - нет. Есть настройка по записи версии, также "при записи" - для справочников, и "при записи" или "при проведении" - для документов.
Таким образом, можно увидеть сколько в принципе было правок этого элемента, с указанием кто выполнял это действие и когда. Даже комментарий можно писать, если это для вас важно.
Версии можно сравнивать, чтобы понять, что именно поменялось, можно сравнивать 2 и более версий сразу. Для этого нужно выделить все интересующие вас версии через Ctrl и нажать "Сравнить". Получите такой "красивый" отчет
Как видно из скрина - мы сравнили три версии, так как в заголовке указано (№ 1, 2, 3), версии разбиты на колонки. Более ранняя версия находится правее:
Если вам необходимо вернуться на версию с заполненной единичкой - Вы можете выделить 2 версию в списке мышкой, и нажать "Перейти на версию". Теперь ваш элемент справочника станет таким, каким он был во время второй версии.
Сам факт перехода на версию также отражается в списке версий отдельной (новой) строкой.
Как работать с версиями в управляемых формах?
Проверяем сначала, что мы вообще версионируем из настроек версионирования объектов:
"версионировать" означает создавать версию "при записи".
Через "Сервис - История изменений объектов" можно выбрать интересующий Вас объект (даже если для него не включено версионирование вообще - его все же можно выбрать. Но по нему, естественно, ничего не будет отражаться)
Мы выбрали позицию номенклатуры. Сравнили две версии - 4 и 5. Видим, что ее записывал некто Латыпов, но изменений никаких не вносил. Еще видим, что:
"перейти на версию" – нельзя, "Комментарий" - тоже не написать.
Также отметим, что это уже 4 и 5 версии, т.е. были еще 1, 2, 3 версии, которых мы не видим. А значит установлен срок, по истечению которого старые версии удаляются.